Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ, согласно
п.3.3. ФГОС дошкольного образования,
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации
или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы
(далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает:
• реализацию
различных образовательных программ;
•учет
национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда является:
•
содержательно-насыщенной,
•
трансформируемой,
•
полифункциональной,
•
вариативной,
•
доступной,
•
безопасной.
Оборудование помещений дошкольного
учреждения соответствует безопасным, здоровьесберегающим, эстетически
привлекательным и развивающим нормам. Мебель соответствует росту и возрасту
детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий
эффект.
Развивающая
предметно-пространственная среда насыщена, пригодна для совместной деятельности
взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающая
потребностям детского возраста
Развивающая
предметно-пространственная среда в старших группах общеразвивающей направленности
организована в соответствии с ФГОС ДО и учётом возрастных и психологических
особенностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Она позволяет
предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной
образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой
предусмотрено в утренний, и в вечерний отрезки времени.
Развивающая
предметно-пространственная среда ДОО способствует реализации основных
направлений развития детей:
- физическому;
-
познавательному;
- речевому;
-
художественно-эстетическому;
-
социально-коммуникативному.
Пространство группы организовано в
виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих
материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование
и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства
позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в
течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать
образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в
соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития
выступают:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных
игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского
творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за
природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с водой и песком;
• уголки для разнообразных видов
самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной,
музыкальной и др.;
• игровой уголок (с игрушками,
строительным материалом).
Развивающая
предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство,
подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичности — статичности
касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных
условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная
устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности,
привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка,
шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
Зонирование помещений продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие речевых и познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках помещения групп и помещения ДОО сформированы небольшие субпространства – так называемые центры активности (далее – Центры). В каждом Центре содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Материалы заменяются по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.В том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.
В тоже время все помещений детского сада предназначенные для организации образовательного процесса доступны для использования в педагогической работе как воспитателям, так и специалистам(см. выше).В группах имеется игровой набор «Дары Фребеля», который используется по всем направлениям развития и образования детей (образовательным областям). Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка. Работа с комплектом создаёт условия для организации как совместной деятельности педагога и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО. Имеются развивающие игры Воскобовича, Никитина обеспечивающие умственное развитие детей , втом числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.
Оборудованные учебные кабинеты
В соответствии с ФГОС ДО при реализации Программы в Части, формируемой участниками образовательныхотношений, предметная пространственная среда в количественном и качественном отношении отражаетналичие приоритетного направления деятельности, гендерную специфику, национально - культурные,климатические и другие условия осуществления образовательного процесса.
В ДОУ оборудованы и функционируют кабинеты для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми:
-Кабинет учителя-логопеда - 2 .
-Кабинет педагога-психолога.
- Изостудия "Акварелька".
- Развивающий цент.
- LEGO центр.
- Сенсорная комната.Данные кабинеты оснащены в соответствии с современными требованиями, средствами обучения и воспитания детей. Имеются информационные ресурсы, методические и учебные материалы, оргтехника, материально-технические средства обеспечения образовательной деятельности.
Педагогам обеспечен свободный доступ к сети интернет, информационным ресурсам, библиотечным и методическим материалам, комплектам образовательной программы, материалам и иным средствам обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ.
Объекты для проведения практических занятий
Для развития и оздоровления дошкольников созданы следующие условия:
-Спортивный зал
- Тренажёрный зал
- Развивающий центр
- LEGO центр
- Изостудия «Акварелька»
- Сенсорная комната
- Групповые ячейки - 13
Библиотека
Библиотечный фонд размещён в методическом кабинете и представлен:
- информационно - методической литературой по всем направлениями образовательного процесса: физическое развитие, речевое и познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие дошкольников.
-периодическими изданиями (журналы): «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальный руководитель», «Справочник руководителя ДОУ», «Ребёнок в детском саду» и др.
-детская художественная, познавательная литература по возрастным группам.
Библиотечный фонд востребован в образовательном учреждении педагогами, родителями и воспитанниками. В ОУ реализуется технология "День выбора", дети посещают кабинеты специалистов , где с ними проводиться деятельность по их выбору. Каждую пятницу воспитанники посещают библиотеку расположенную в методическом кабинете.
Объекты спорта
Объекты спорта находящиеся в ОУ.
Физкультурный зал
Оборудование физкультурного зала составляют:
·гимнастическая стенка;
·гимнастические скамейки-2 штуки;
·стойки и планки для прыжков;
·пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки,
палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);
щит баскетбольный-1 шт.
·мячи - фитболы;
·гимнастические мячи;
·дуги для подлезания;
·мягкие модули.
Тренажёрный зал
Оборудование тренажёрного зала составляют:
спортивные тренажеры;
· щит баскетбольный-2 шт.
· мячи - фитболы;
· дуги для подлезания.
Зал водных процедур
·Оборудование зала водных процедур составляют:
чаша для брожения;
душевые кабины;
массажные коврики.
Спортивная площадка
·спортивный комплекс;
·выносное оборудование.
Средства обучения и воспитания
В ДОУ имеются современные средства обучения представленныедемонстрационными и раздаточными материалами,дидактическими и интерактивными играми, игрушками; интерактивными, компьютерными пособиями и спортивным инвентарем, позволяющие реализовать основную и адаптированную образовательные программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Оборудование в групповых помещениях подобрано с учетом возрастного и индивидуального подхода развития детей дошкольного возраста.
Для обеспечения организационно-методического сопровождения, анализа и оценки результативности образовательного процесса, обобщения и распространения педагогического опыта, способствующего творческому росту педагогических кадров и их профессиональной самореализации в оборудован методический кабинет содержание, которого соответствует современным требованиям.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МАДОУ "Детский сад № 30 "Жемчужина" имеются точки доступа к сети интернет во всех кабинетах специалистов. Заключён договор на обслуживание с организацией ИНТЕРА. Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ используются педагогами для подготовки к непосредственно образовательной деятельности, взаимодействию с коллегами из других дошкольных организаций, а так же родителей воспитанников.
Педагоги детского сада активно используют возможности ИНТЕРНЕТ для повышения профессиональной компетентности.
Содержание официального сайта и размещение информации осуществляется в соответствии с ФЗ от 29. 12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Основными задачами использования электронных образовательных ресурсов при реализации программ является – оптимизация педагогического процесса, повышение познавательной активности и интереса у воспитанников.
Функцией электронных образовательных ресурсов является обеспечение интерактивности процесса воспитания, развития детей дошкольного возраста, а также развития предпосылок учебной деятельности.
Под руководством педагогических работников в дошкольном учреждении в совместной образовательной деятельности используются электронные образовательные ресурсы:
- комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр "Волшебная полянка"
-комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр "Инженерная школа"
- мультстудия "Я творю мир"
- увлекательная LEGOматематика"
- цифровая лаборатория для дошкольников "Наураша в стране Наурандии"Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ созданы условия архитектурной доступности:
- установлен пандус для проезда внутрь здания;
- контрастная разметка ступеней.
-продублированы рельефно-точечным шрифтом Брайля надписи помещений ДОУ, сделаны тактильные вывески с информацией об учреждении;
- приобретено кресло-коляска;
- приобретен переносной пандус для преодоления высоких порогов.Ежегодно обновляется контрастная разметка ступеней в зданиях ДОУ.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ "Детский сад № 30"Жемчужина" имеются в наличии специальные технические средства обучения детейс ОВЗ и детей-инвалидов:
- цифровой телевизор- 2 шт.
- интерактивный стол
- цифровая интерактивная доска - 3 шт.
- ноутбук - 4 шт
- мульти-кубик