ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ
12.07.2024
РАЗВИИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
12.07.2024
Развитие фонематического слуха, как залог успешного обучения.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и легко научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так давайте сначала разберемся, что такое «Фонематический слух».
Вот как вы думаете, сколько у человека «слухов»? Ну по крайней мере три. Один – физический. Благодаря ему, мы слышим и различаем звуки окружающего мира. Те, кто не имеет физического слуха, мы называем глухими. Второй слух – музыкальный и тут всё понятно, а вот третий – речевой. Если говорить более точно, то в речевом слухе содержится еще один, как раз-таки, - фонематический.
Он необходим нам для восприятия и различения звуков речи (фонем), а также определяет способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.
К каким же затруднениям может привести недоразвитие фонематического слуха?
- ребенок неправильно произносит звуки в собственной речи, часто выполняющие смыслоразличительную функцию (глухость-звонкость, твердость-мягкость);
- смешивает звуки, близкие по различным признакам (собака – сопака, кубик – тубик, хлеб – флеп).
- не соблюдает последовательность звуков в словах (панама – памана, все – све).
- и даже научившись правильно произносить звук изолированно, долго не может автоматизировать его, пропуская или заменяя этот звук в сложных позициях в словах, особенно в самостоятельной речи.
- но даже если ребенок все звуки произносит верно, он может не различать на слух некоторые из них, а это в свою очередь сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках на письме.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками (нарушением письма) и дислексиками (нарушениями чтения).
Примеры ошибок на письме:
- при замене в речи звука «Ш» на «С», ребенок перенесет эту же ошибку на письмо. (Шиски под сошной, покрыты пусыштым снегом).
- или будет писать, как произносит (сокращение, перестановка слогов, звуков).
К сожалению, большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Помимо беглого чтения, прежде всего важно понимание смысла прочитанного, а с нарушением фонематического слуха, это становиться затруднительным.
А для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух! И в этом вам помогут подобные игры:
Игра «Телефон» или «Попугай».
Задачи: Формировать умения ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Примерный речевой материал: па-ба-па, та-та-да, ша-ша-жа, су-су-зу, ты-ды-ты, со-со- шо и т.п. В эти игры можно играть, изменяя интонацию (?,!) и силу голоса (шёпотом,
тихо, громко).
Игра «Цепочка слов».
Задачи: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах. Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
Игра: «Разведчики».
Задачи: Развивать умение определять наличие звука в слове. Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
Игра: «Будь внимателен».
Задачи: Развивать умение определять наличие звука в слове. Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [c].
Игра: «Фокусники».
Задачи: Формировать умение дифференцировать звуки по звонкости – глухости.
Детям демонстрируется картинка, например, «бочка» и предлагается правильно
назвать её. Затем они определяют первый звук в этом слове, и взрослый просит
заменить звонкий звук «б» на глухой звук «п» и узнать, что - же получилось, и изменился ли смысл.
Примерный речевой материал: бочка – почка, дочка – точка, тачка – дачка, голос –
колос, жар – шар, зайка – сайка.
УЧИМСЯ ИГРАЯ
12.07.2024
Приближается день, когда ваши дети пойдут в первый класс. Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. И сейчас всех волнует вопрос «Как помочь ребенку стать учеником?».
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе. Для того чтобы внести ясность и разобраться в этом вопросе, я предлагаю подумать над тем, из каких, составляющих формируется «школьная готовность?».
- Волевая сфера - умеет ставить перед собой цель. Длительно выполняет не очень привлекательную работу. Умеет наметить план действий, выполнить его.
- Социальная или коммуникативная сфера - умеет подчинять свое поведения законам детской группы и нормам поведения. Способен действовать совместно с ребятами. Умеет уступать или отстаивать свою правоту.
- Интеллектуальная сфера - наличие широкого кругозора и запаса знаний. Развитие мелкой моторики. Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
- Мотивационная сфера - Позитивное отношение к школе, учителям, самому себе. Развитие желания ходить в школу. Объективность самооценки.
Как вы думаете, если у ребенка будут сформированы только два компонента школьной готовности, сможет ли он быть успешным в школе?
А что же для этого нужно? Правильно, сформировать у ребенка все составляющие. Конечно, только развитие всех компонентов школьной готовности позволит ребенку чувствовать себя хорошо в школе и добиваться положительных результатов.
Ну а в основе всех компонентов школьной готовности лежат психические процессы, развитие которых играют большую роль в создании фундамента учебной деятельности.
Для успешного обучения в школе ребенку нужна хорошая ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Ну а как вы думаете, каким образом можно легко и увлекательно помочь детям развить все выше перечисленные психические процессы, сформировать все компоненты школьной готовности?
Конечно в игре!
-Игра для ребёнка - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Изменяясь с возрастом, игра сопровождает ребенка всю жизнь. Учитывая возможности и интересы детей, каждому возрастному этапу соответствует тот или иной вид игры. Дети старшего дошкольного возраста учатся играм с правилами.
1. Главное — решение поставленной задачи.
2. Действия ребёнка и его отношения с другими участниками игры определяются правилами. Игровые правила определяют функции и задачи каждого участника, последовательность и содержание игровых действий.
3. Игра с правилами — это всегда совместная деятельность детей. В отличие от сюжетной игры, она не может быть индивидуальной, она всегда предполагает партнёров.
4. Цикличность, повторяемость игровых действий — ещё одна отличительная особенность игры с правилом.
В педагогике выделяют две большие группы игр с правилами:
Подвижные игры. Типичными примерами таких игр являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр.
Дидактические. Дидактические игры делятся на настольные игры (лото, домино, «гусёк», шашки и др.) и словесные игры («садовник», «испорченный телефон», «Съедобное-несъедобное», «Да – нет не говори» и пр.).
Для того чтобы развивать психические процессы дошкольников, совсем необязательно превращать домашние занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.