Содержание Программы:
№
п/п
Разделы Программы
Паспорт Программы
Страница
3-4
1.
Целевой раздел программы.
5
1.1.
Пояснительная записка
5
1.2.
Возрастные особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста
7
1.3.
Планируемые результаты освоения программы
8
1.4
Мониторинг реализации Программы
9
2.
Содержательный раздел программы
10
2.1.
Описание образовательной деятельности по программе
10 -14
2.2.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы интеллектуальной – познавательной направленности «Сказки фиолетового леса»
15-40
3.
Организационный раздел программы
41
3.1.
Материально – техническое обеспечение программы.
41
3.2.
Методическое обеспечение программы
41
3.3.
Планирование образовательной деятельности
3.4.
Список используемой литературы
47
4.
Система контроля за реализацией программы
48
5.
Механизм реализации программы
41 -46
48 -49
2
Паспорт программы
Наименование Программы
Программа дополнительного образования по развитию
логико – математических способностей у детей
«Сказки фиолетового леса»
Основание для разработки Программы
Заказчик Программы
Родители, педагоги ДОУ
Исполнители Программы
Руководитель кружка «Сказки фиолетового леса», воспитатели
Разработчики Программы
Соловьева Ксения Юрьевна
Адрес образовательного учреждения – исполнителя Программы
Целевые группы
Программа рассчитана на работу с детьми среднего
дошкольного возраста
Срок реализации Программы
1 год
Цель Программы
Задачи Программы
Развитие логико - математических способностей у детей 4 -5 лет посредством развивающих игр В. Воскобовича.
Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через
разнообразные сенсомоторные действия в играх.
Совершенствовать у детей процессы анализа,
сравнения и синтеза, воображения и памяти.
Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через практическую
деятельность.
Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения видеть
противоположные свойства в предметах и явлениях.
3
Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры:
умения слушать друг друга и договариваться
между собой в процессе решения различных задач.
Сформированы представления у детей о предметах и явлениях окружающей действительности;
Развиты у детей познавательные способности:
умения видеть проблему,
выдвигать гипотезы, анализировать, сопоставлять,
рассуждать и делать выводы;
Развита у детей способность к качественному и
творческому усвоению новых знаний и способов
деятельности; возможность самостоятельного,
творческого переноса усвоенных знаний и способов действий на выполнение других задач в других условиях;
Социально-личностное развитие каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность,
наблюдательность.
Ожидаемые результаты
Система организации контроля
за исполнением Программы
Исполнение представленной программы анализируется
два раза в год в соответствии с педагогическим мониторингом.
Отчет об исполнении заслушивается один раз в год на
итоговом педагогическом совете ДОУ.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
4
1.1.
Пояснительная записка
В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование
можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных
систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов.
Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста –
одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее
запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой остановке,
лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются
в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм
абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитию восприятия, внимания, памяти, воображения.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного
педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых,
учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без
перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в
школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периодам – школьного детства.
Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры.
Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Наиболее эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста являются игры Воскобовича.
Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым,
самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого – то «предметного»
результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать
детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для
проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому
остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят
в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - интеллектуально -творческого развития дошкольников. Для этого разработана программа дополнительного образования «Сказки фиолетового леса» по технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Фиолетовый лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на
моделирование и преобразование предметов. С персонажами дети встретятся в сказках – методиках к каждой игре. Данные виды игр способствуют развитию логического мышления, внимания и находчивости.
5
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: Развитие логико - математических способностей у детей 4 -5 лет посредством развивающих игр В. Воскобовича.
Задачи:
Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости
через разнообразные сенсомоторные действия в играх.
Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.
Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через практическую деятельность.
Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения видеть
противоположные свойства в предметах и явлениях.
Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры:
умения слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на принципах:
принцип деятельности (заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а
добывает их самостоятельно);
принцип непрерывности (преемственность между темами);
принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире);
принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь);
принцип универсальности (развитие умений переноса полученных знаний в новые условия);
принцип вариативности (учет интереса и наклонностей детей);
принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера);
принцип креативности (поэтапное выращивание – от репродуктивного до творческого уровня
интеллектуального потенциала ребенка).
1.2. Возрастные особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 5 - го года жизни
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только
о
цели
действия,
но
и
способах
ее
достижения.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы,
последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение
оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, свя6
зях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между
явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам
наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как?, зачем?, почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют
черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными
словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие
литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Важнейшими новообразованиями данного возраста являются:
завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы
непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в
первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно - деловой характер.
Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Возраст
Средний возраст
Планируемые результаты
1.Знает цифры от 1-10 и умеет считать (количественный и порядковый счет до
10).
2. Сравнивает три свойства фигур (форма, размер, цвет).
3. Различает геометрические фигуры по характерным признакам
(круг,квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр).
4. Сравнивает пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая
их в возрастающем порядке: по длине, ширине, высоте, понимает соотношения между ними на основе приложения друг к другу.
5. Определяет направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад,
вверх, вниз). Знает правую и левую руку.
6. Понимает части суток: вчера, сегодня, завтра.
7. Знает символы. Конструировать по схеме, по замыслу.
8. Составляет простейшие фигуры по словесному алгоритму: последовательно выполнять действия, придерживаясь заданного алгоритма.
11. Самостоятельно придумывает и складывает силуэты из частей, соотносить
реальные изображения со схематичными.
10. Умеет договариваться со сверстниками, объяснять.
1.4. Мониторинг реализации Программы
Цель: Выявить уровень развития логико-математического развития ребенка.
1. На основе наблюдения за ребенком в самостоятельных играх, совместных с педагогом и
в организованных видах деятельности.
В процессе наблюдения за ребенком выявляются основные представления, умения, инициативные и речевые проявления. Далее представлены две диагностические карты (приложение 1):
в одной даны показатели исходной диагностики, которая проводится методом наблюдения в
7
конце сентября — в октябре, в другой — показатели итоговой диагностики, которая проводится в конце апреля — в мае.
Воспитатели по результатам наблюдений за детьми и записей относительно каждого ребенка, на основе анализа полученных данных выявляют уровни освоенности ими лог икоматематических представлений и умений.
Ребенку, который обнаружил повышенный уровень развития, ставится знак «красное яблоко», средний — «желтое яблоко», сниженный (низкий) — «зеленое яблоко». Знак ставится в
каждом столбце, а в рубрике «Выводы» рисуется красножелтое, желто-зеленое яблоко (с преобладанием какого-либо цвета) или полностью красное, желтое или зеленое (см.: Ме тодическое
пособие для педагогов ДОУ Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. «Математика — это интересно». — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008, с. 12, 13).
Сформулированные по результатам диагностики выводы являются средством совершенствования качества развития и обучения детей.
II.
CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности по программе.
При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых
результатов учитываются общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для
каждого возрастного периода.
Содержание программы «Сказки Фиолетового Леса», организация детской деятельности направлены
на развитие творческих способностей, гибкости и подвижности ума у детей. Проблемные ситуации в игровом сюжете развивают у детей самостоятельность мышления, способность находить решение, иногда нестандартное или фантастическое, и попробовать доказать его правильность. Вопросы «почему» помогают детям устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В методике используются элементы технологии ТРИЗ, которые направлены на развитие
у детей среднего дошкольного возраста творческого воображения, гибкости мышления, способности
видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоположные
свойства привычных предметов и явлений. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и дополнительную мотивацию. Взрослый создает чувство внешней и внутренней безопасности, не высказывая отрицательной оценки и критических замечаний, и ребенок может свободно высказывать свое мнение, предлагать варианты решения задачи, выбирать способы действия.В игровом
общении детей друг с другом и взрослым развиваются речь и коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют простые сюжетные рассказы (например, на тему «Что увидел сказочный герой во время путешествия?»), беседуют друг с другом и со взрослым.В процессе освоения математического содержания происходит обогащение приобретенного сенсорного опыта за счет применения в практической деятельности системы сенсорных эталонов (например, поиск в окружающей обстановке предметов определенных формы и цвета).
Происходит дальнейшее постижение геометрических форм, пространственных отношений (ориентировка на плоскости, понимание положения предметов относительно друг друга). Ребенку предлагается решение несложных логических задач на поиск предметов по признакам, пересечение множеств
(круги Эйлера), сравнение групп предметов но количеству, обозначение чисел цифрами и др. Одним
из приемов активизации детской мыслительной деятельности является использование приема специально допущенной ошибки или загадки, которую совершает или загадывает персонаж.
Программа разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений
образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-магематического
развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется
возможность выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать
придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать, как он действует.
Образовательное содержание программы «Сказки Фиолетового Леса» выстроено по принципу от
простого к сложному, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Представления, умения, ко8
торые получают дети, опираются на уже приобретенные, поэтому, если работа не ведется планомерно с младшего возраста, приходится возвращаться немного назад и осваивать предшествующие игровые ситуации, образовательные вопросы или действия. Содержание выстроено на достаточно высоком уровне трудности. Это помогает эффективно развивать познавательные способности детей
дошкольного возраста, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которые надо преодолевать, делает развитие слабым и вялым.
Содержание программы «Сказки Фиолетового Леса» реализуется через игровое взаимодействие
детей и взрослых в сюжетных линиях сказок Фиолетового Леса.
Сюжет — это приключения персонажей в Фиолетовом Лесу, во время которых происходят различные превращения и чудеса, случаются фантастические явления. Например, друзья собираются
пить чай с пирогами, которых нет в реальном мире и которые приходится придумывать и составлять
из частей головоломок.
Игровые действия — это складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление
частей к игровому полю,
конструирование по образцу и замыслу шнурование, составление из частей.
Игровые роли выполняют персонажи: Гусь-капитан, Пчелка Жужа, Магнолик и др. Взрослый
или ребенок действуют от лица персонажа и помогают ему в решении проблемных ситуаций и логических задач, отвечают на различные вопросы.
Использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делают обучение опосредованным, придают игровую форму взаимодействию детей и взрослых, реализуют игровую мотивацию. Кроме того, все это создает эмоционально положительный фон, вызывает
ощущение радости и переживание удовлетворения от деятельности. В результате ребенок дошкольного возраста эффективно развивается в соответствии с принципом «Не навреди».
Для реализации содержания программысозданаспецифическаясреда в виде сказочного Фиолетового Леса - это организация реально существующей среды в отдельной комнате на тему «Фиолетовый Лес». Это мир фантазии и творчества, населенный необычными существами, в котором есть
сказочные поляны, города, озера, ручьи, острова, школы и др., связанные с играми определенной
направленности и линиями усложнения. Например, Цифроцирк — это мир занимательной математики, в котором дети вместе с персонажами Магноликом и забавными зверятами-цифрятами играют
с «Математическими корзинками», «Фонариками», «Волшебными восьмерками».
Материалом, с которым ребенок действует, являются развивающие игры и пособия «Развивающие игры Воскобовича», они отличаются рядом особенностей.
Характеристика развивающих игр Воскобовича:
1. Многофункциональность.
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует
мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это
возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные
многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения.
Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими
Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и
части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал.
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного
можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы.
9
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.
Развивающие игры и пособия В. В. Воскобовича можно условно разделить по целям развития на
три группы.
Первая группа — игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения чисел,
геометрических фигур, пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций.
Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное
моделирование («Чудо-крестики», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»).
Вторая группа — это игры, в которых ребенок решает логические задачи с использованием букв
(«Конструктор букв»), составляет слоги и слова («Теремки Воскобовича»), занимается словотворчеством («Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»),
Третья группа — это игровые универсальные пособия («Коврограф „Ларчик"», «Игровизор»),
Несмотря на различную направленность, все игры и пособия дают возможность участвовать в
творческом процессе, который проявляется в придумывании и практическом воплощении различных
образов, задач и действий.
Сказочная среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями
в количестве, предназначенном для взаимодействия с подгруппой детейв 8—10 человек, зависит от
возраста и этапа освоения игр детьми.
Содержание программы «Сказки Фиолетового Леса» представлено в виде игровых ситуаций,
которые являются организованной образовательной деятельностью детей и взрослых. При ее
организации взрослый говорит от лица автора- рассказчика и имени сказочного персонажа. Сказочные герои появляются в игровых ситуациях постепенно в течение всего учебного года. Взрослый и
дети рассматривают и описывают нового персонажа, беседуют о нем. Характерные проявления героя предполагают использование различных методических приемов, например умный загадывает
загадки, аккуратный сортирует, а легкомысленный допускает ошибки. Взрослый как участник игры
предоставляет возможность детям 4—5 лет подумать и самостоятельно выполнить действия, решить
задачу, ответить на вопрос. Такой подход способствует развитию у детей самостоятельности, проявлению творческих способностей, желания добиться результата.
Некоторые игровые ситуации выстроены таким образом, что ребенок может предложить свое
решение, выбрать способы действий или придумать сюжетную линию. В этом случае взрослому
приходится очень чутко улавливать настроение и желания детей, опираться на их возможности и
способности и исходя из этого организовывать дальнейший ход игровой ситуации. Например: сказочные герои путешествуют по Ковровой Полянке и находят разные предметы, которые дети отгадывают и затем составляют. Количество отгаданных предметов будет зависеть от интереса детей к
деятельности и их возможностей. Или персонаж выбирает подарки для друзей. Выбор за сказочного
героя осуществляют дети, а взрослый использует предложенные детьми варианты для дальнейшего
развития сюжета. Или сказочный герой загадывает желания. Дети придумывают их, и игровая ситуация выстраивается в зависимости от того, что предложат дети.
Сюжетная линия игровых ситуаций выстроена таким образом, что иногда познавательная деятельность заканчивается подвижной или хороводной игрой. Игровые действия — плавание на
кораблике, езда на машине, полет на самолете — может сопровождать подходящая по содержанию
музыка. В конце игровой ситуации взрослому желательно задать детям итоговый вопрос, который
показывает, внимательно ли малыши слушали содержание игровой ситуации, что усвоили и запомнили, что понравилось или, наоборот, не понравилось.
Программа «Сказки Фиолетового Леса» разработана с учетом ФГОС ДО и направлена на освоение детьми задач образовательных областей «Познание», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и др.
Примерная структура занятий:
Младшие группы.
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Веселый счет. Игры-загадки.
10
3. Интеллектуальные
игры.
Первый этап освоения игр.
Для детей младшей и средней группы применяются игры, которые развивают мелкую моторику рук, сенсорные и интеллектуальные способности. К примеру, игры В.В. Воскобовича «Фонарики», «Лепестки», Коврограф «Ларчик», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный). Эти игры - красочные и состоят из большого количества простых игровых заданий и упражнений.
Второй этап освоения игр.
На данном этапе дети осваивают игровые приемы, приобретают навыки конструирования. В большей степени вводятся игры, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий, концентрации внимания и памяти. К примеру, игры «Логоформочки - 3», «Волшебная восьмерка 2», «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Логика и цифры»,«Геометрический конструктор», «Чудо- соты »,
кораблик «Брызг-брызг».
Третий этап освоения игр.
На этом этапе большое внимание отводится развитию творчества и самостоятельности детей.
Применяются, к примеру, игры:
«Логоформочки - 5»,
«Волшебная восьмерка 2», Квадрат Восвобовича (четырехцветный), «Геоконт», «Сложи узор, «Логика и цифры», «Чудо-соты», кораблик «Брызг-брызг».
Перспективное планирование развития логико–математических способностей детей представлено по неделям.
11
2.2.Учебно-тематический план
Средний дошкольный возраст
Тема
Программные задачи:
Материалы:
Литература
Октябрь
1 неделя:
Игровая ситуация
«Как друзья подарили друг другу по
конфете»
2 неделя:
Игровая ситуация
«Как зверята собирали грибы»
Развивать умения составлять фигуру – головоломку по определённому алгоритму(пространственное положение и цвет), понимать пространственные характеристики «слева
наверху» и «слева внизу», «справа наверху» и
«справа внизу», самостоятельно складывать фигуру «конфета» путём перемещения частей в пространстве, придумывать и составлять силуэт
«конфета», находить отрицательные и положительные стороны в одном и том же предмете
(технология ТРИЗ).
Развивать умения называть цифры от 1 до5, отсчитывать нужное количество предметов, сравнивать их по количеству, придумывать и составлять силуэт «цветок», называть его, изображать
действия цирковых артистов (элементы театрализованной деятельности).
1. Игры «Чудо-соты» и
«Квадрат Воскобовича»
(Двухцветный) (по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф
“Ларчик”»;
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр 11)
3. Персонажи Пчёлка
Жужжа и Галчонок Каррчик.
1. Игры «Математические
корзинки10» (игровое поле от 1 до5) и «Чудо –
цветик» (по количеству
детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
3. Персонажи «Забавные
цифры» (Ёжик- наездник,
Зайчик-укротитель, Мышка-гимнастка, Крыскасилачка,
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
12)
Пёс-жонглёр);
4 Девочка Долька.
3 неделя:
Развивать умение группировать предметы по цвету, определять и называть высоту предметов,
придумывать и составлять из частей силуэты деревьев, называть их, тренировать мелкую моторику рук и координацию действий «глаз – рука».
1. Игры «Кораблик ПлюхПлюх» и «Фонарики»(по
количеству детей);
4 неделя:
Игровая ситуация
«Как Крутик По подарил Пчёлке Жуже
лодочку»
Развивать умение анализировать фигуры, сравнивать их по составу и находить одинаковую часть,
понимать пространственные характеристики
«верх», «низ», составлять из частей по схеме силуэт «кукла», называть его, аргументировать
свой выбор.
5 неделя:
Развивать умение ориентироваться в пространстве, отгадывать загадки, придумывать и конструировать контуры и силуэты отгаданных
предметов.
1.Игры «Логорифмочки 3»
и «Чудо-соты 1»(по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
3.
Схема куклы;
4. Персонажи Жужа и
Крутик По.
1. Игры «Чудо-соты 1» и
«Геоконт Малыш» (по количеству детей);
2 Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
3.
Карточка со знаком вопроса (3 шт);
Игровая ситуация
«Как кораблик
Плюх-Плюх готовился к путешествию»
Игровая ситуация
«Как Лопушок и Гусеница Фифа гуляли
по Ковровой Полянке»
2. Персонажи Гусь и Лягушки.
4. Карточки с изображением гриба и колокольчика;
5. Персонажи Гусеница
13
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 14)
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр 20)
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр 21)
Фифа и Лопушок.
Ноябрь
6 неделя:
Игровая ситуация
«Как Малыш Гео
гостил у Паучка и
Девочки Дольки»
Развивать умение конструировать контур геометрической фигуры прямоугольника, понимать пространственные характеристики «слева», «справа»,
«верх», «вниз», определять на ощупь части игры,
составлять целое из разного количества частей,
придумывать и конструировать силуэт игрушки,
называть его.
1. Игры «Геоконт МаТ. Г. Харько
лыш» и «Чудо-цветик» (по
Методика познавательноколичеству детей), «Геотворческого развития доконт Великан»;
школьников «Сказки фио2. Пособие «Ковролетового леса»
граф“Ларчик”», «Волшеб- (стр 23)
ный мешочек»;
3. Персонажи Малыш Гео,
Девочка Долька, Паучок.
7 неделя:
Игровая ситуация
«Как друзья разгадывали загадки
Краб Крабыча»
8 неделя:
Игровая ситуация
«Как зверята выступали на арене
Цифроцирка»
Развивать умение отгадывать загадки о геометрических фигурах, находить фигуры по количеству
углов и сторон (квадрат и прямоугольник), по
описанию их признаков (цвет и размер), придумывать и составлять из геометрических фигур
силуэты чего-либо, рассказывать о них, решать
простые задачи на выкладывание фигур в ряд,
выполнять физические упражнения.
1. Игры «Чудо-крестики
2» и «Фонарики» (по количеству детей), «Фонарики “Ларчик”»;
Развивать умение составлять числовой ряд от одного до пяти, обозначать числа цифрами, аргументировать свой выбор, придумывать и составлять силуэт «бабочка», конструировать силуэт
«гантель» по образцу, поддерживать беседу на
тему «Выступление в цирке», придумывать и по-
1.Игра «Чудо-соты 1» (по
количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
14
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр 27)
3.Персонажи Малыш Гео,
Галчонок Каррчик, Краб
Крабыч.
3. «Забавные цифры»
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
казывать действия сказочных артистов (элементы
театрализации).
(персонажи Магнолик,
Ёжик- наездник,
Зайчик-укротитель, Мышка-гимнастка, Крыскасилачка,
33)
Пёс-жонглёр);
9 неделя:
Игровая ситуация
«Как кораблик попал в шторм»
Развивать умение определять высоту предметов,
их порядковый номер, решать логическую задачу
на определение формы предмета, понимать пространственные характеристики «низкий», «верхний», «нижний», «между», тренировать мелкую
моторику рук и координацию действий «глазрука».
1. Игра «Кораблик ПлюхПлюх»;
2. Пособие «Игровизор +
маркер и лист с изображением рыболовных сетей
(по количеству детей).
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
35)
3. Персонажи Гусь и Лягушки.
Декабрь
10 неделя:
Игровая ситуация
«Как команда кораблика наводила
порядок после
шторма »
Развивать умение составлять из фигур – головоломок «лесенку» по простому алгоритму (цвет и
количество частей), придумывать и составлять
силуэты «рыбки», называть их, видеть в простой
ситуации проблему и предлагать варианты её решения, поддерживать беседу на предложенную
тему.
1. Игра «Кораблик ПлюхПлюх»;
2. «Чудо-соты» и «Фонарики» (по количеству детей);
3. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
4. Персонажи Гусь и Ля-
15
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
37)
гушки, Китёнок Тимошка.
11 неделя:Игровая
ситуация«Как друзья пили чай с пирогами»
Развивать умения сравнивать простые силуэты
между собой и выбирать один по заданным признакам, с помощью системного оператора (технология ТРИЗ) называть состав пирогов, где их выпекают, какие изделия из муки выпекали в прошлые времена, придумывать «пироги будущего»
и составлять их силуэты из частей.
12 неделя:
Игровая ситуация
«Как Пчёлка Жужа
угощала Девочку
Дольку»»
Развивать умения выбирать один предмет из трёх
по заданным признакам, конструировать предметный контур корзины, составлять целое из
двух, трёх, четырёх частей, участвовать в экспериментировании, находить фигуру-головоломку
по описанию и составлять её, определять количество предметов.
1.Игры «Чудо- крестики
2» (по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
3.
«Разноцветные верёвочки»;
4.
Картинки с изображением
пирогов, муки, яиц, молока, соли, сахара,
дрожжей, ягод, лепёшек,
печи и духовки;
5.Схемы «Чашка»;
6. Персонажи Медвежонок Мишик, Галчонок
Каррчик и пчёлка Жужа.
1. Игры «Геоконт Малыш», «Чудо-цветик» и
«Чудо-соты 1» (по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
40)
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
43)
3.Лист с изображениями
корзин;
4. Персонажи девочка
Долька и пчёлка Жужа.
13 неделя:
Игровая ситуация
«Как Гусеница Фи-
Развивать умения складывать фигуру «башмачок» путём перемещения частей в пространстве,
находить геометрические фигуры по признакам
(цвет и форма), выкладывать из них горизонталь16
1.Игры «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) и
«Чудо-крестики 2» (по количеству детей), «Чудо-
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития до-
фа наряжалась»
ный ряд, решать простую задачу на изменение
положение фигур в ряду, придумывать и конструировать предметные силуэты, называть их.
крестики 2 “Ларчик”»;
2. Игры по выбору детей;
школьников «Сказки фиолетового леса»
(стр
49)
3. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
4. Персонаж
сеница Фифа.
14 неделя:
Игровая ситуация
«Как друзья украшали ёлку в Цифроцирке»
Развивать умения обозначать числа цифрами,
придумывать и конструировать силуэт «ёлочка»,
составлять силуэт «гантель» по образцу, решать
задачи с противоречием (технология ТРИЗ),
находить геометрические фигуры по признакам
(цвет, размер, форма), составлять из них горизонтальный ряд с учётом пространственного положения относительно друг друга.
Гу-
1. Игры «Фонарики»,
«Математические корзинки 10» (игровое поле от 1
до 5), «Чудо-крестики 2»
(по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
73)
3«Забавные цифры»
(персонажи Магнолик,
Ёжик- наездник,
Зайчик-укротитель, Мышка-гимнастка, Крыскасилачка,
Пёс-жонглёр);
Январь
15 неделя:
Игровая ситуация
«Как команда Ко-
Развивать умения определять высоту предметов,
понимать пространственные характеристики
«верхний», «нижний», разворачивать предметы
справа налево, придумывать и конструировать
17
1. Игры «Кораблик ПлюхПлюх», «Геоконт Малыш», «Чудо-цветик» и
«Чудо-крестики 2» (по ко-
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития до-
раблика получила
подарки».
силуэты и контуры предметов, рассказывать о
них, решать задачи с противоречием (технология
ТРИЗ), составлять «плот» из фигур-головоломок
по образцу.
личеству детей);
2. Пособие «Коврограф
“Ларчик”»;
3. Силуэтная схема
«плот»;
школьников «Сказки фиолетового леса»
(стр
58)
4. Персонажи Гусь и Лягушки, Девочка Долька,
Паучок, Китёнок Тимошка и Краб Крабыч.
16 неделя:
Игровая ситуация
«Как в Фиолетовом
лесу выпал снег»
17 неделя:
Игровая ситуация
«Как Медвежонок с
Галчонком поссорились и помирились»
Развивать умения находить геометрические фигуры по признакам (форма, цвет, размер), придумывать и конструировать из них узор, составлять
фигуру из разного количества частей, придумывать и конструировать разные силуэты, сортировать фигуры по форме.
1. Игры «Чудо-крестики
2», «Геоконт Малыш»,
«Чудо-цветик» и «Прозрачный квадрат» (по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
3.
Схема «пятидолька».
Т. Г. Харько
Развивать умения находить геометрические фигуры по признакам (форма и цвет), решать задачи
на пересечение множеств (круги Эйлера), предлагать варианты решения проблемной ситуации,
конструировать фигуры «башмачок» и «самолёт»
путём перемещения частей в пространстве.
1. Игры «Чудо-крестики
2» и «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (по количеству детей), «Чудокрестики 2“Ларчик”»;
Т. Г. Харько
18
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Разноцветные верёвочки»,
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
63)
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
67)
«Круговерт и стрелочка»;
3. Персонажи Медвежонок Мишик, Галчонок
Каррчик и Краб Крабыч.
Февраль
18 неделя:
Игровая ситуация
«Как зверята поменяли грибы на лепестки»
Развивать умения определять, сравнивать и отсчитывать необходимое количество предметов,
отгадывать загадки про цвета, находить предметы
указанного цвета, составлять из частей силуэт
«цифра “пять”», придумывать и конструировать
силуэты любых предметов, называть их, рассказывать, для чего они нужны.
1. Игры «Математические
корзинки 10» (игровое поле от 1 до 5), «Чудо-соты
1» и «Чудо-цветик» (по
количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
55)
3. «Забавные цифры»
(персонажи Зайчикукротитель, Пёс-жонглёр),
Девочка Долька;
19 неделя:
Игровая ситуация
«Как артисты Цифроцирка плавали на
Кораблике ПлюхПлюх»
Развивать умения группировать предметы по цвету, определять высоту, находить предметы по порядку, сортировать их пространственному положению, решать логическую задачу на поиск
предмета по признаку, составлять силуэт «дерево» по схеме, видеть проблему в простой ситуации и предлагать варианты её решения.
1. Игры «Кораблик ПлюхПлюх» и «Фонарики» (по
количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
Две схемы «дерево»;
4. Персонажи Гусь и Лягушки, Зайчик-
19
3.
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
82)
укротитель, Мышкагимнастка, Крыскасилачка,
Пёс-жонглёр (пособие
«Забавные цифры»)
20 неделя:
Игровая ситуация
«Как на Чудоостровах появилась
необычная машина»
21 неделя:Игровая
ситуация «Как Ворот Метр помог команде кораблика
спаслись от Жука»
Развивать умения называть виды транспорта
(наземный, воздушный, водный), составлять силуэт «легковая машина» по образцу, заменять в
нём одни части на другие, придумывать хорошее
и плохое в предмете (технология ТРИЗ), решать
проблемную ситуацию, конструировать фигуру за
счёт перемещения частей в пространстве.
1. Игры «Чудо-соты 1» и
«Квадрат Воскобовича»
(двухцветный) (по количеству детей);
Развивать умения сортировать флажки по цвету и
пространственному положению, находить предмет по высоте, менять пространственное положение флажков, составлять силуэт «жук» по образцу, видеть в ситуации проблему и решать её, менять характеристики предмета на противоположные (технологии ТРИЗ).
1. Игра «Кораблик ПлюхПлюх» и «Чудо-соты 1»
(по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф
“Ларчик”»;
3. Персонажи Медвежонок Мишик, Галчонок
Каррчик, Краб Крабыч,
Китёнок Тимошка и
Пчёлка Жужа.
2.Игры по выбору детей;
3. Пособие «Коврограф
“Ларчик”»;
4. Схема «жук»;
5. Персонажи Ворон
Метр, Гусь и Лягушки.
20
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
99)
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
109)
Март
22 неделя:
Игровая ситуация
«Как Лопушок и Гусеница Фифа делили
фигуры»
Развивать умения решать задачи на пересечении
множеств (круги Эйлера), придумывать и составлять предметные силуэты и рассказывать о них,
ориентироваться на плоскости, предлагать варианты решения проблемной ситуации.
1. Игры «Фонарики» (по
количеству детей) «Фонарики “Ларчик”»;
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Круговерт и стрелочка», «Разноцветные верёвочки»,
«Цветные квадраты»;
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
118)
3. Персонажи Гусеница
Фифа, Лопушок, Магнолик.
23 неделя:
Игровая ситуация
«Как команда кораблика готовилась
поздравлять Девочку Дольку»
Развивать умения группировать предметы по
цвету и пространственному положению, определять высоту предметов, придумывать и конструировать силуэт «подарок», делать гимнастику
только одной частью тела (технология ТРИЗ).
24 неделя:
Развивать умения вышивать контур прямоугольника, придумывать и достраивать его до предметного изображения, сравнивать фигуры друг с
другом, составлять из четырёх прямоугольников
два квадрата, придумывать, как можно использовать предмет (технология ТРИЗ), достраивать
квадрат до предметного силуэта, придумывать и
показывать танец персонажа (элементы театрали-
Игровая ситуация
«Как друзья поздравляли Пчёлку
Жужу»
1. Игра «Кораблик ПлюхПлюх» (по количеству
детей);
2.Игры по выбору детей.
3. Персонажи Гуськапитан и Лягушкиматросы, Девочка Долька.
21
1. Игры «Шнур - затейник» и «Чудо-крестики 2»
(по количеству детей);
2. Персонажи Медвежонок Мишик, Галчонок
Каррчик, Краб Крабыч,
Китёнок Тимошка и
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
121)
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
125)
25 неделя:
Игровая ситуация
«Как Лопушок и Гусеница Фифа ловили
бабочку»
зации)
Пчёлка Жужа.
Развивать умения составлять силуэт «бабочка» из
частей по словесному описанию, ориентироваться
на плоскости, понимать пространственные характеристики «вправо», «влево», «верх», «вниз»,
предлагать варианты решения проблемной ситуации, придумывать и конструировать предметные
силуэты, рассказывать о них, выполнять физические упражнения.
1. Игры «Фонарики» (по
количеству детей);
2. Игры по выбору детей;
3. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Цветные
квадраты»;
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
137)
4. Персонаж Лопушок и
Гусеница Фифа.
Апрель
26 неделя:
Игровая ситуация
«Как птичка осталась на Поляне Чудесных Цветов»
Развивать умения составлять фигуру из шести
меньших частей, складывать фигуру «домик» путём перемещения частей в пространстве, конструировать силуэт «птичка» по образцу, называть жилище птиц.
1. Игры «Квадрат Воскобович» (двухцветный) и
«Чудо-цветик» (по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
139)
3.Схема «Птичка»;
4. Персонажи Девочка
Долька и Ворон Метр.
27 неделя:
Игровая ситуация
«Как Кораблик
Плюх-Плюх путешествовал»
Развивать умения сортировать флажки по цвету и
пространственному положению, понимать пространственные характеристики «верхний», «нижний», «между», определять высоту и порядковый
номер мачты, сравнивать предметы по количеству, называть целое по какой-либо части (техно22
1. Игры «Кораблик ПлюхПлюх», «Счётовозик» и
«Геоконт Малыш» (по количеству детей);
2. Персонажи Гусь и Ля-
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
28 неделя:
Игровая ситуация
«Как малыш Гео
вызывал артистов
Цифроцирка»
логия ТРИЗ), придумывать и конструировать
контур «флажок».
гушки, Магнолик и Паучок.
143)
Развивать умения сортировать предметы по цвету, составлять цифры «4» и «5» из частей путём
наложения пластинок на трафарет и друг на друга, понимать пространственные характеристики
«перед», «после», обозначать числа цифрами,
находить геометрические фигуры по признакам
(цвет, размер, форма), придумывать и показывать
физические упражнения.
1. Игры «Прозрачная
цифра» и «Фонарики» (по
количеству детей);
Т. Г. Харько
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Цветные
квадраты», «Забавные
цифры» (персонажи Крыса-силачка и Пёс-жонглёр,
Магнолик), Малыш Гео;
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
148)
3. Предметы для физкультурных упражнений.
29 неделя:
Игровая ситуация
«Как артисты Цифроцирка заблудились в лесу»
Развивать умения обозначать числа цифрами (1,3
и 6), считать, сравнивать предметы по количеству, ориентироваться на плоскости, понимать
пространственные характеристики «влево»,
«вправо», «верх», «вниз», находить заданные фигуры среди множества других, составлять квадрат
из других геометрических фигур путём наложения пластинок друг на друга, предлагать варианты решения проблемной ситуации.
23
1. Игры «Математические
корзины 10» и «прозрачный квадрат» (по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Разноцветные верёвочки»,
«Кружки и зажимы»;
3. «Забавные цифры»
(персонажи Ёжикнаездник, Мышкагимнастка, Кот-акробат),
Ворон Метр.
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
140)
30 неделя:
Игровая ситуация
«Как Крутик По и
Краб Крабыч составляли формочки»
Развивать умения анализировать структуру фигур
и называть части, из которых они составлены,
конструировать фигуры из частей, называть целое
по части целого (технология ТРИЗ), разное окружение одного предмета (технология ТРИЗ).
1. Игра «Логоформочки 3» Т. Г. Харько
(по количеству детей);
Методика познавательно2. Персонажи Крутик По
творческого развития дои Краб Крабыч.
школьников «Сказки фиолетового леса»
(стр
152)
Май
31 неделя:
Игровая ситуация
«Как Гусеница Фифа путешествовала»
Развивать умения ориентироваться на плоскости,
понимать пространственные характеристики
«влево», «вправо», «верх», «вниз» находить среди
множества фигур заданные по форме, придумывать и конструировать головной убор для сказочного персонажа, составлять из частей геометрических фигур знакомые предметные силуэты и
придумывать свои, рассказывать о назначении
предметов.
1. Игры «Прозрачный
квадрат» и «Логоформочки 3» (по количеству детей);
2. Игры по выбору детей;
3. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Разноцветные верёвочки»,
«Кружки и зажимы»,
«Цветные квадраты»;
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
158)
4. Схема «туфелька»;
5. Персонаж Гусеница
Фифа.
32 неделя:
Игровая ситуация
«Как буря потрепала Кораблик ПлюхПлюх»
Развивать умения находить флажки по признакам, отсчитывать нужное количество, складывать
фигуру «лодочка2 путём перемещения частей в
пространстве, придумывать и вышивать контур
«рыбка», понимать пространственные характери24
1. Игра «Кораблик ПлюхПлюх», «Шнур-затейник»
и «Квадрат Воскобовича»
(двухцветный) (по количеству детей);
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
33 неделя:
Игровая ситуация
«Как Девочка Долька составила букет»
стики «влево», «вправо», «верх», «вниз».
2. Персонажи Гуськапитан и Лягушкиматросы.
158)
Развивать умения решать задачу на составление
целого из определённого количества частей, придумывать и конструировать контур «ваза», обозначать числа цифрами, отсчитывая необходимое
количество предметов, сравнивать их по количеству.
1. Игры «Чудо-цветик» и
«Математические корзинки 10» (по количеству детей);
Т. Г. Харько
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
170)
3. Персонажи «Забавные
цифры» (Ёжик- наездник,
Зайчик-укротитель, Мышка-гимнастка, Котакробат);
4 Девочка Долька.
34 неделя:
Игровая ситуация
«Как друзья добрались до Поляны Золотых Плодов»
Развивать умения составлять из фигурголоволомок башню по простому алгоритму
(цвет), называть виды воздушного транспорта,
придумывать и конструировать их силуэты,
трансформировать одну геометрическую фигуру
в другую, предлагать варианты, решения проблемной ситуации.
1. Игры «Чудо-крестики
2» и «Геоконт Малыш»
(по количеству детей);
2. Игры по выбору детей;
3. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
4. Персонажи Медвежонок Мишик, Галчонок
Каррчик и Краб Крабыч.
25
Т. Г. Харько
Методика познавательнотворческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»
(стр
172)
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации содержания программы создана специфическая среда в виде сказочного Фиолетового Леса в развивающем центре.
№ п/п
Наименование
Количество
1.
Развивающие игры Воскобовича.
2.
3.
Сказочные образы (фигуры малого и среднего размера)
Коврофграфы
4.
Панно «Фиолетовый лес» (большой и малый)
5.
Детские столы
5 штук
6.
Детские стулья
10 штук
30 игр по 10 штук
17 шт.
2 штуки
2 комплекта
3.2.Методическое обеспечение Программы
№ п/п
1.
Название технологии, пособия
Харько Т.Г. Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки
фиолетового леса». Средний дошкольный возраст. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013 -192с.
3.3. Планирование образовательной деятельности
Учебный план
Возраст
Средний
раст
Длительность заня- Количество
Количество Количество занятий
занятий в не- занятий
в тий в год.
делю
месяц.
(в минутах)
воз- 20 минут.
1
4
34 занятия
Учебно-тематический план
№ п/п
Средний дошкольный возраст
Количество часов
Тема
1.
Игровая ситуация
«Как друзья подарили друг другу по конфете»
1
2.
Игровая ситуация «Как зверята собирали грибы»
1
3.
Игровая ситуация «Как кораблик Плюх-Плюх готовился
1
26
к путешествию»
4.
Игровая ситуация «Как Крутик По подарил Пчёлке Жуже
лодочку»
1
5.
Игровая ситуация
«Как Лопушок и Гусеница Фифа
гуляли по Ковровой Полянке»
1
6.
Игровая ситуация «Как Малыш Гео гостил у Паучка и
Девочки Дольки»
1
7.
Игровая ситуация «Как друзья разгадывали загадки Краб
Крабыча»
1
8.
Игровая ситуация «Как зверята выступали на арене
Цифроцирка»
1
9.
Игровая ситуация «Как кораблик попал в шторм»
1
10.
Игровая ситуация «Как команда кораблика наводила порядок после шторма »
1
11.
Игровая ситуация«Как друзья пили чай с пирогами»
1
12.
Игровая ситуация «Как Пчёлка Жужа угощала Девочку
Дольку»
1
13.
Игровая ситуация «Как Гусеница Фифа наряжалась»
1
14.
Игровая ситуация «Как друзья украшали ёлку в Цифроцирке»
1
15.
Игровая ситуация «Как команда Кораблика получила подарки».
1
16.
Игровая ситуация «Как в Фиолетовом лесу выпал снег»
1
17.
Игровая ситуация «Как Медвежонок с Галчонком поссорились и помирились»
1
18.
Игровая ситуация «Как зверята поменяли грибы на лепестки»
1
19.
Игровая ситуация «Как артисты Цифроцирка плавали на
Кораблике Плюх-Плюх»
1
20.
Игровая ситуация «Как на Чудо-островах появилась необычная машина»
1
21.
Игровая ситуация «Как Ворот Метр помог команде кораблика спаслись от Жука»
1
22.
Игровая ситуация «Как Лопушок и Гусеница Фифа делили фигуры»
1
27
23.
Игровая ситуация «Как команда кораблика готовилась
поздравлять Девочку Дольку»
1
24.
Игровая ситуация «Как друзья поздравляли Пчёлку
Жужу»
1
25.
Игровая ситуация «Как Лопушок и Гусеница Фифа ловили бабочку»
1
26.
Игровая ситуация «Как птичка осталась на Поляне Чудесных Цветов»
1
27.
Игровая ситуация «Как Кораблик Плюх-Плюх путешествовал»
1
28.
Игровая ситуация «Как малыш Гео вызывал артистов
Цифроцирка»
1
29.
Игровая ситуация «Как артисты Цифроцирка заблудились в лесу»
1
30.
Игровая ситуация «Как Крутик По и Краб Крабыч составляли формочки»
1
31.
Игровая ситуация «Как Гусеница Фифа путешествовала»
1
32.
Игровая ситуация «Как буря потрепала Кораблик ПлюхПлюх»
1
33.
Игровая ситуация «Как Девочка Долька составила букет»
1
34.
Игровая ситуация «Как друзья добрались до Поляны
Золотых Плодов»
1
28
3.4. Перечень литературы
1. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н, Харько Т.Г. Предматематические игры для детей младшего
возраста: Учебно – методическое пособие. – СПб.: .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2015 -80с.
2. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально – творческого развития
детей дошкольного возраста 3 -7 лет «Сказочные лабиринты игры».- ООО «РИВ», 2007-110с.
3. Харько Т.Г. Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса». Младший дошкольный возраст. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013 -192с.
4. Т. Г. Харько Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» средний и старший дошкольный возраст. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«Детство – пресс», 2012г.
5. Харько Т.Г. Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса». Средний дошкольный возраст. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013 -192с.
6. Ядыкина С.А., Захарова Т.А. Интеллектуально-логическое развитие детей дошкольного возраста: программа - руководство Центра интеллектуальных игр
7. В.В. Воскобович Реализация ФГОС средствами технологии интелектуально-творческого развития детей дошкольно и младшего школьного возраста «Сказочные лабаринты игры» г.
Санкт-Петербург 2014г
8. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича, 2007 г.
9. Воскобович В.В., Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича сборник методических
материалов
10. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры: игровая технология интелектуально-творческого развития детей 3-7 лет
11. С. И. Гин Занятие по ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений)
29
IV.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.
Система контроля реализации программы.
Тема контроля,
вид контроля
Текущий
Работа педагогов
ДОУ по Программе дополнительного образования.
Методы контроля
Отчеты педагогов на педсовете, документ. контроль
V.
Ответственный
Сроки контроля
Зам. зав. по
ВМР
Апрель - май
Итоговый документ
Выход информации
Справка
Педсовет
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы предусматривает разграничение деятельности всех участников
образовательного процесса:
Заведующая ДОУ:
Комплектация ДОУ педагогическими кадрами
Контролирует соблюдение должностных обязанностей сотрудников ДОУ по выполнению
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Обеспечивает функциональную пригодность групп, кабинетов, помещений ДОУ
Обеспечивает финансирование для обогащения предметно-развивающей среды для реализации Программы
Контролирует составление сметы доходов и расходов внебюджетных средств.
Изучает и внедряет в ДОУ запросы родителей на образовательные услуги.
Вносит предложения по совершенствованию содержания дополнительного образования
ДОУ в соответствие с нормативными документами, кадровыми и материальными возможностями)
Вносит изменения в Устав ДОУ, разрабатывает локальные акты.
Заключает договора с родителями на оказание дополнительных платных образовательных
услуг в ДОУ
30
Заместитель заведующей по ВМР
Составляет план повышения квалификации педагогов .
Составляет учебный план, сетку занятий дополнительных образовательных услуг в ДОУ в
соответствие с нормативно – правовыми документами.
Ведет просветительскую работу среди родителей о дополнительных образовательных
услугах в ДОУ.
Контролирует качество образовательного процесса в ДОУ в рамках реализации Программы
Обеспечивает программно-методическое оснащение воспитательного процесса в ДОУ.
Организует совместную работу ДОУ с другими ведомствами и другими социальными институтами (в соответствии с договором)
Организует родительские собрания, консультации, других форм работы по взаимодействию ДОУ и семьи.
Контролирует соблюдение педагогами ДОУ инструкции по охране жизни и здоровья детей .
Проводит анализ и коррекцию реализации программы
Заместитель зав. по АХЧ:
Проводит работу по оснащению материально-технической базы ДОУ
Обеспечивает организацию мероприятий по охране труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников ДОУ, пожарной безопасности.
Воспитатели ДОУ
Организуют образовательный процесс с детьми по учебному плану Программы.
Создает условия для развития детей в соответствии с возрастом и реализуемыми программами, технологиями.
Организуют взаимодействие с родителями для воспитания и развития детей
Изучают и внедряют новые пед. технологии, программы, передовой педагогический опыт
в образовательный процесс ДОУ
Повышают свою квалификацию для достижения качества образовательного процесса
Отвечает за охрану жизни и здоровья детей, создает условия для радостного проживания детства
ребенка в детском саду.
31