ПДО Легомалышам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.
Помимо традиционных методик обучения в последнее время в педагогическом процессе
все шире используется ЛЕГО-технология.
Среди разных видов технического конструирования конструктор LEGO вызывает особый
интерес и популярность у детей дошкольного возраста. Ведь с его помощью ребенок может
осуществить любую свою мечту: построить машину, дом, город, корабль, смоделировать фигуры животных и человека. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, способствует
формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем
мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое
благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с детьми разного возраста.
Представленная Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГОмалышам» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей.
Новизна программы заключается в том, что дошкольники приобретают
элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни.
Конструктор LEGO это нечто большее, чем просто игрушки! Кубики LEGO совмещают
творчество и веселье, они заставляют оживать целые вселенные. Игры с LEGO развивают у детей любознательность, социальные навыки и воображение. Кубики LEGO стимулируют развитие творческого потенциала ребенка. Даже в трёхлетнем возрасте дети прекрасно собирают модели, согласно инструкциям и помощи взрослого. Малыши также учатся "подражать", то есть
строить конструкцию согласно образцу. Чтобы игра длилась дольше, сложность должна соответствовать возрасту ребёнка.
Актуальность
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий
ребёнка. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в
режиме игры.
Кубик LEGO – это простой и практико-ориентированный инструмент для активного обучения. Потому что, играя в LEGO, дети создают свой собственный мир и познают окружающий.
Система обучения основана на примерах из реальной жизни и практическом подходе к получению знаний, она идеальна для эффективной мотивации детей 21 века.
Конструкторы LEGO на сегодняшний день незаменимые материалы для развития интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развития диалогической и монологической речи, расширения словарного запаса, развития логического и пространственного мышления.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских
способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд
специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат
для достижения этого.
Цель данной программы: развитие у дошкольников первоначальных конструкторских
умений на основе LEGO– конструирования.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи.
Образовательные:
•
обучить конструировать модели по заданной схеме;

•
обучить выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью;
•
расширять знания детей об окружающем мире.
Развивающие:
•
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре;
•
развивать мелкую моторику рук, конструктивное мышление, внимание, творческое воображение, познавательный интерес;
•
стимулировать детское научно-техническое творчество.
Воспитательные:
•
воспитывать умение и желание трудиться;
•
воспитывать культуру и этику общения.
Отличительные особенности
LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву
для развития технических способностей детей. Оно объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и
навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие
познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Программа рассчитана на возраст детей 3-4 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий во второй младшей группе – 15 минут.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма организации занятий:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Методы и приемы:
Методы
Наглядный
Информационнорецептивный
Репродуктивный
Практический
Словесный
Проблемный
Игровой
Частично-поисковый

Приёмы

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету,
способы удержания их в руке или на столе.
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение
различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с
формой, определения пространственных соотношений между ними
(на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Воспроизведение знаний и способов деятельности.
Форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу.
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы.
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Решение проблемных задач с помощью педагога.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
«ЛЕГОмалышам»
В результате освоения программы ребенок может
знать:
- основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы);
- основные приемы конструирования;
- основные цвета;
уметь:
- соединять детали конструктора LEGO;
- изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их
в высоту, длину;
- обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
иметь представление:
- о простейшем анализе созданных построек;
- о вариантах создания конструкций, при добавлении других деталей.

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;

у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;

знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием
мелких предметов.

ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и желаний, строит
речевые высказывания в ситуации общения.
Оценочные материалы
Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
(Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГОконструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений и заносится
в таблицу (Приложение 1).
Критерии оценок результативности определяются на основании содержания программы и
в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
1. Побуждение:
- интерес к данному виду деятельности.
2. Знание представления:
- название цвета детали;
- название формы детали.
3.
Умения:
- группировка деталей по цвету, по форме;
- скрепление деталей разными способами;
- построение элементарных построек по образцу, по условиям, по творческому замыслу;
- простейший анализ постройки;
- работа в паре, в группе;
- обыгрывание постройки.
4.
Итоговый мониторинг результатов – это индивидуальная творческая работа (создание, презентация собственной модели).

Учебно-тематический план:
№

Тема занятия
Высокий – низкий
Построим высокую башню

Количество часов
Теория
ПракВсего
тика
0,75
3,25
4
0,25
0,75
1

Построим две башенки разного цвета
Высокие и низкие башенки
Повторение. Башенки для друзей
Узкий – широкий
Узкая дорожка
Широкая дорожка
Широкие и узкие дорожки
Повторение
Короткий - длинный
Синий поезд для зайчат
Желтый длинный поезд для друзей
Длинный зеленый поезд, короткий - красный
Повторение. Мы едем, едем, едем
Транспорт
Построим автобус
Построим грузовик
Разные машинки
Повторение
Заборчик
Построим заборчик для собачки
Разноцветные заборчики
Заборчик для петушка
Повторение
Мебель для кукол
Построим стол
Построим стулья
Построим мебель для гостей
Игра «Построй такой же»
Наш дом
Построим домик
Построим дом с окошечком
Построим домик с дверью и заборчиком
Повторение «Домики для друзей»
Лестницы.
Построим лесенку
Построим широкую лестницу
Построим горку с лестницей
Построим горку для человечков
Мой город
Творческое конструирование (по замыслу)
Дома с башенками
Детская площадка

0,25
0,25
0
0,75
0,25
0,25
0,25
0
0,75
0,25
0,25
0,25
0
0,75
0,25
0,25
0,25
0
0,75
0,25
0,25
0,25
0
0,75
0,25
0,25
0,25
0
0,75
0,25
0,25
0,25
0
0,75
0,25
0,25
0,25
0
0,5
0
0,25
0,25

п/п
1
1
2
3
4
2
5
6
7
8
3
9

4

5

6

7

8

9

0,75
0,75
1
3,25
0,75
0,75
0,75
1
3,25
0,75
0,75
0,75
1
3,25
0,75
0,75
0,75
1
3,25
0,75
0,75
0,75
1
3,25
0,75
0,75
0,75
1
3,25
0,75
0,75
0,75
1
3,25
0,75
0,75
0,75
1
3,5
1
0,75
0,75

1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1

Дом моей мечты (творческое конструирование)
Итого

0

1

1

6,5

29,5

36

№

Тема занятия

1

Построим башенку

2

Построим две башенки
разного цвета

Содержание дополнительной образовательной программы
Задачи занятия

Основные
формы работы

п/п

3
ки
4

5
6
7
ки
8

9

Высокие и низкие башенПовторение.
Башенки для друзей
Узкий – широкий
Узкая дорожка

Высокий – низкий
Познакомить с основными
названиями деталей LEGO
Беседа.
конструктора (кирпичик, пластина), с видами соединения деталей
Практическая
между собой. Формировать умение строить простейшие кон- работа.
струкции.
Помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет.
Беседа.
Закреплять знания о цветах (красный, зеленый). Учить называть
Практическая
предмет по форме.
работа.
Показать детям возможные варианты башен. Учить назыБеседа.
вать размер башенки (высокая – низкая); учить детей называть
Практическая
свойства предметов (цвет, форма).
работа.
Формировать умение самостоятельно подбирать необхоПрактическая
димые детали по величине и цвету. Детям нужно запомнить, а работа.
затем по памяти построить такую же башню.

Продолжить знакомить детей с разнообразием деталей
(кирпичик, лапка, клювик, пластина). Учить называть свойства
предметов. Развивать наглядно-образное мышление.
Широкая дорожка
Учить детей называть свойства предметов, самостоятельно
подбирать необходимые детали по величине. Формировать умение использовать имеющийся опыт.
Широкие и узкие дорожУчить устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, различать размер (узкий –
широкий).
Повторение
Упражнять в установлении сходства и различия между
предметами, помогать детям обследовать постройки, выделяя их
цвет, величину, форму.
Короткий - длинный
Синий поезд для зайчат
Формировать восприятие цвета (синий), развивать вообра-

Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.

жение, память, образное мышление. Формировать умение дейПрактическая
ствовать по представлению.
работа.
Желтый длинный поезд
Учить детей называть свойства предметов, называть размер
Беседа.
для друзей
поезда (длинный); развивать наглядно-образное мышление.
Практическая
работа.
Длинный зеленый поезд,
Используя имеющийся опыт, упражнять в установлении
Беседа.
короткий - красный
сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое
Практическая
название (длинный поезд – короткий поезд).
работа.
Повторение.
Привлекать внимание детей к предметам контрастных разПрактическая
«Мы едем, едем, едем»
меров и цветов, формировать умение применять понятия «длин- работа.
ный – короткий» в речи. При постройках использовать кирпичики
в соответствии с заданным цветом и формой.
Транспорт
Построим автобус
Учить создавать модель автобуса, используя LEGO. РазвиБеседа.
вать первоначальный интерес к получению результата. ПродолПрактическая
жать развивать умение детей подбирать детали по форме и цвету. работа.
Построим грузовик
Учить использовать различные приемы создания конструкБеседа.
ции, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивПрактическая
ной деятельности, видеть образ и соотносить его с деталями кон- работа.
структора.
Разные машинки
Научить создавать разнообразные конструкции в процессе
Беседа.
экспериментирования с деталями конструктора Развивать творчеПрактическая
скую инициативу и самостоятельность.
работа.
Повторение
Закрепить конструктивные умения располагать детали в
Практическая
различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, со- работа.
относить постройки со схемами. Преобразовывать предлагаемые
заготовки.
Заборчик
Построим заборчик для
Научить выделять геометрические формы в знакомых объБеседа.
собачки
ектах. Закрепить знания о размере, высоте, цвете, свойствах (выПрактическая
сокий - низкий).
работа.
Разноцветные заборчики
Учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру
Беседа.
(величине). Учить различать предметы по форме и называть их
Практическая
(кубик, кирпичик). Учить детей называть свойства предметов.
работа.

Заборчик для петушка
Повторение

Построим стол
Построим стулья
Построим

мебель

для

гостей
Игра «Построй такой же»

Построим домик

Построим дом с окошечком
Построим домик с дверью
и заборчиком
Повторение «Домики для
друзей»

Продолжать совершенствовать конструктивные умения и
навыки детей. Развивать умение действовать по представлению.
Развивать воображение, фантазию.
Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.
Формировать сенсорные эталоны. Продолжать учить различать
размер и форму предметов. Развивать наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление.
Мебель для кукол
Развивать воображение, память, образное мышление;
воспитывать желание трудиться, строить и обыгрывать композицию; различать размер и форму предметов.
Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец и давать общее описание.
Развивать воображение, фантазию. Запоминать название
предметов мебели. Учить выделять основные части конструируемого предмета.
Закреплять умение строить мебель. Учить анализировать
образец, изображенный на карточке. Применять при строительстве полученные ранее навыки и умения.
Наш дом
Формировать обобщенное представление о домах. Учить
строить дом из конструктора LEGO, сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Познакомить с понятием «фундамент».
Продолжать развивать конструктивные умения и навыки
детей. Учить давать общее описание, выделять основные части
конструируемого предмета (стены, пол, крыша, окно, дверь).
Развивать образное мышление, воображение, память;
побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Закреплять умение строить домики. Учить применять при
строительстве полученные ранее навыки и умения. Учить строить
сообща.

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Лестницы.
Построим лесенку

Учить строить лесенку из шести кубиков одного цвета;
Беседа.
развивать умение использовать имеющийся опыт;
Практическая
воспитывать желание трудиться. Закрепить цвет.
работа.
Построим широкую лестУчить детей самостоятельно подбирать детали по размеру
Беседа.
ницу
(величине); учить различать предметы по форме и называть их
Практическая
(кубик, кирпичик); учить детей называть свойства предметов. За- работа.
крепить с детьми основные цвета.
Построим горку с лестПобуждать к созданию новых вариантов уже знакомых поБеседа.
ницей
строек; способствовать развитию творческого воображения.
Практическая
работа.
Построим горку для чеФормировать чувство формы при создании элементарных
Практическая
ловечков
конструкций.
работа.
Мой город
Дом моей мечты
Формировать обобщенные представления о домах. Учить
Практическая
сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Раз- работа.
вивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь).
Дома с башенками
Знакомить детей с новыми простыми архитектурными
Беседа.
формами. Учить выполнять задания по условиям.
Практическая
Развивать творчество, воображение, фантазию.
работа.
Детская площадка
Показать детскую площадку на картинке. Вспомнить, что
Беседа.
находится на территории детской площадки.
Практическая
Учить строить песочницу, лесенки и располагать их со- работа.
гласно замыслу. Учить действовать сообща.
Творческое конструироЗакреплять полученные навыки. Учить, заранее обдумыПрактическая
вание
вать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать работа.
(по замыслу)
общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить детей вместе строить одну поделку

Приложение 1
Мониторинговая карта по ЛЕГО-конструированию во второй младшей группе в _________ уч. г.
Фамилия
№
имя ребёнка
Называет
Называет де- Скрепляет
Строит
Строит
по
цвет деталей тали
детали кон- Элементаробразцу
структора
ные по«Дупло»
стройки по
творческому
замыслу
Н.г
К.г
Н.г
К.г
Н.г
К.г
Н.г
К.г
Н.г
К.г
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого
все предложенные задания.
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания,
только
с
помощью
взрослого
выполняет
некоторые

Точность
Итого
скрепления и
скорость
выполнения
Н.г

К.г

предложенные

Н.г

задания.

К.г

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные формы занятий и приемы работы с обучающимися.
- Беседа
- Познавательная игра
- Задание по образцу
- Творческое моделирование
Деятельность детей первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Все занятия проходят в группах с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Педагог подходит к каждому ребенку, разъясняет непонятное. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. В середине занятия проводится физминутка для снятия локального и
общего утомления. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Учебно-методические средства обучения
1. Учебно-наглядные пособия:
- схемы, образцы и модели;
- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
- мультимедийное сопровождение по темам курса.
2. Оборудование:
- тематические наборы конструктора LEGO;
- компьютер.

Список литературы
1. Нормативно-правовые документы
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ.
•
Приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образователь-ного
стандарта дошкольного образования».
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования".
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха, оздоровления детей и молодежи».
2. Основная литература
1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.:
Изд.-полиграф центр «Маска», 2013. – 56 с.
2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. - 32 с.
3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. - 49 с.
4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
5. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М.:
изд. Сфера, 2011. - 101 с.
6. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
7. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
8. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения
дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».